Google+

05.09.2012

Финансовый кризис и digital: Чего нам ждать от новой волны?

Олег Варламов

Аналитики предсказывают новую волну кризиса. О том, как она может отразиться на интернет- рекламе, рассказывает руководитель отдела маркетинга рекламного агентства Nectarin, Олег Варламов.

Однозначно спрогнозировать, как будет себя вести рынок интернет-рекламы при наступлении нового витка финансового кризиса сложно, т.к. это зависит от многих факторов самого кризиса, который, к слову, еще не наступил, но вполне реален в будущем. Для начала стоит вспомнить кризис 2009 года, когда крупный бизнес был вынужден резко сократить свои рекламные бюджеты (по данным экспертов  общий объем рынка рекламных услуг в России в первом полугодии 2009 года снизился на 30%). Но руководители этих компаний четко понимали, что для дальнейшего выживания им все же необходимо информировать о своем продукте или услуге потребителя. Проще говоря, расходы сократить, но площадки найти. Интернет и стал такой относительно недорогой и эффективной площадкой, способной с легкостью охватывать колоссальную аудиторию. Именно поэтому весь крупный бизнес резко ушел в интернет, ставший для него спасением. Даже компании, которые до этого никогда не уделяли внимание интернет пространству и не рассматривали его в качестве эффективной рекламной площадки, были вынуждены направиться именно туда. Вопрос уже был не в желании, а в способе выживания. Так, ощутимо сократились бюджеты на телерекламу (минус 21%), радио (минус  36%), рекламу в  печатной прессе (минус 44%), наружную рекламу и сувенирную продукцию (минус 35%) . Интернет же, в отличие от всех перечисленных и привычных способов рекламы, в 2009 году показал (плюс 6%).

Крупный бизнес наиболее полно оценил возможности интернета, поскольку в отличие от традиционных способов рекламы интернет является абсолютно прозрачным. Не затрачивая особенных усилий, мы можем измерить эффективность проводимой рекламной кампании. Все легко можно посчитать и отследить: аудиторию, конверсию. Off-line же этого сделать не позволяет.

Еще одним преимуществом интернета в тот год оказались цены. Интернет показал себя как менее затратный, но более эффективный и надежный источник. Естественно, после окончания кризиса никто из рекламодателей не захотел покидать столь выгодную площадку для продвижения бизнеса. Крупные компании не просто остались в интернете, но и, поняв его преимущества, стали активно развивать там свою деятельность.

Что может произойти в случае наступления очередного финансового кризиса?

С наступлением очередного кризиса совершенно ясно, что компании снова начнут значительно сокращать рекламные бюджеты, а так как из интернета в любом случае никто не уйдет, то рынок интернет рекламы переживет определенную трансформацию. Сократиться он или вырастет, могут спрогнозировать лишь финансовые аналитики, поскольку это будет зависеть исключительно от глубины кризиса. Но все же можно сделать смелый прогноз для полносервисных интернет агентств. Если раньше компании могли обратиться практически к любому агентству, по своей сути являющемуся обычным посредником между рекламными площадками и клиентом, продавая традиционные рекламные форматы, то при новом витке кризиса значительно выиграют агентства, которые не просто умеют проводить рекламные кампании в интернете, а умеют проводить их максимально эффективно и прозрачно. В первую очередь это касается контекстной рекламы. Все прекрасно знают, что это за инструмент,  что он собой представляет, как работает. Рекламодатели оценили его эффективность. В настоящее время доля рынка контекстной рекламы составляет 10% от всего рекламного рынка (включая радио и ТВ), а его объем в России перевалил за 1 млрд. долларов. И уже сейчас  идет тенденция на создание инструментов по увеличению эффективности таких рекламных кампаний, агентства  разрабатывают собственные технологии оптимизации контекстной рекламы.

Ко всему прочему, стоит добавить, что создавать продукты по оптимизации рекламных кампаний могут себе позволить далеко не все агентства, поскольку это всегда затратный процесс. Именно поэтому при новом витке кризиса крупный бизнес может начать организовывать собственные отделы интернет-маркетинга, которые будут самостоятельно проводить рекламные кампании. Но, тем не менее, это все же не самый эффективный выход, ведь такие мини-отделы  не в состоянии будут создавать свои технологии оптимизации кампаний. На данный момент  подобными разработками занимаются лишь несколько агентств, в том числе и мы. Например, специально для этого мы создали технологию  «PeopleSearch», которая позволяет экономить от 20% до 80% рекламного бюджета и сейчас активно развивается и применяется для большинства проводимых нами кампаний.

То же касается и традиционной  медийной рекламы. Если раньше клиенту было достаточно просто запустить показы баннеров на нескольких популярных площадках, то на сегодняшний день рекламодатели пытаются оценить эффективность этой рекламы, просчитать и спрогнозировать конверсию. Для этого разрабатываются новые стратегии, которые раньше были просто невозможны. Например, проведение комплексных медийных кампаний на различных площадках с единым «центром управления» и оплатой за клики. Именно для этих целей мы создали уникальную технологию «Mediatron».

Касательно других форматов интернет рекламы, сейчас очень большое внимание рекламодатели уделяют стратегиям, где идет оплата не за клик, а за действие, так называемая CPA стратегия или лидогенерация. То есть клиент уже  не просто хочет провести рекламную кампанию, а хочет оплачивать результативность этой самой кампании, конкретные заявки и клиентов. В первую очередь это касается финансового сектора, страховых компаний, крупных интернет-магазинов.

Подводя итог, хочется сказать, что, скорее всего, при наступлении кризиса, в зависимости от его глубины и масштабов, рынок интернет рекламы ждет очередной виток развития новых технологий,  форматов и инструментов проведения кампаний.  

Есть вопросы?

  • Представьтесь, пожалуйста *
  • Ваши пожелания или цели рекламы

Отправить нам заявку

Вход